Информация об ассоциации

Жилищно-коммунальное хозяйство – это не только двадцать процентов всей российской экономики, это отрасль, в которой буквально живет каждый гражданин России. Поэтому от способности жилищно-коммунального хозяйства отвечать нуждам населения в решающей степени зависит социальная стабильность страны.

В данной сфере фокусируются проблемы всех естественных монополий, структурные и ценовые деформации экономики, вопросы межбюджетных отношений, проблемы безопасности и благосостояния граждан.

Сегодня отрасль находится в процессе реформирования. Однако развертывание в жилищно-коммунальном хозяйстве рыночных, конкурентных механизмов функционирования отрасли столкнулось с тем, что участники этого рынка уже есть, а цивилизованные стандарты их взаимодействия пока еще не выстроены.

Нормальное развитие отрасли жилищно-коммунального хозяйства, в условиях когда поставщики и потребители не предпринимают достаточных усилий для взаимного диалога и поисков приемлемых решений, значительно затруднено. При этом и те, и другие оказывают значительное давление на власть: поставщики настаивают на повышении отпускных цен и тарифов, а потребители требуют от власти навести в отрасли порядок и гарантировать предоставление ресурсов, работ и услуг в необходимых объемах и нужного качества, а также обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания, в том числе ожидая от власти мер по проведению своевременного и комплексного капитального ремонта жилищного фонда многоквартирных домов.

Систематическое затягивание решения обозначенных проблем и отсутствие конструктивного диалога негативно влияют на условия проживания граждан и лишают общественной поддержки усилия государства по оздоровлению нашего жилищно-коммунального хозяйства.

Отечественному жилищно-коммунальному хозяйству необходимо открытое обсуждение системных проблем отрасли и выработка общих, устраивающих все заинтересованные стороны, решений и предложений, в том числе по совершенствованию законодательства. 
Нам нужен инструмент эффективного разрешения конфликтных ситуаций и споров, содействия в защите прав и интересов всех участников жилищно-коммунальных отношений.

Интересы отрасли требуют создания средств обратной связи и правовой помощи потребителям при оказании жилищно-коммунальных услуг, включая и формат общественного контроля.

Кроме того, российскому ЖКХ нужна помощь в подготовке профессиональных кадров. В отрасли занято порядка 3,5 миллиона работников, которые обеспечивают нам возможность нормальной жизни в наших домах, выполняют работы, необходимые для их эксплуатации, подают туда тепло, свет, оказывают другие жилищно-коммунальные услуги.

Однако при всем этом о ЖКХ принято говорить, как о чем-то совершенно безнадежном, а о его работниках – как о каких-то вспомогательных, второстепенных тружениках.

Пора пресечь такое пренебрежительное отношение к ЖКХ. Его работники должны получать должное уважение, включая достойную зарплату. В отрасли должны поощряться профессионализм и ответственность.

Решение всех этих проблем требует объединения, на равноправных началах, усилий как органов власти, бизнеса, общественных и научных организаций и профессиональных сообществ, так и конечных потребителей услуг в сфере ЖКХ. Нужна представительная, авторитетная и, главное, способная проводить в жизнь найденные решения «площадка» равноправного диалога участников отрасли. Необходимо принципиальное сближение позиций поставщиков, потребителей и власти.

Импульсом для начала поиска эффективных решений должна явиться публичная активная работа по следующим направлениям: 

  • объективное рассмотрение проблем, складывающихся в отрасли;
  • оценка предлагаемых к реализации в сфере ЖКХ мер регулирования, в том числе программ и проектов нормативных актов федерального, регионального и местного значения;
  • сбор и консолидация предложений по мерам, необходимым для развития сферы ЖКХ, в целях формирования отрасли, которая в своей работе должна быть ориентирована на адекватное удовлетворение интересов потребителя;
  • содействие в реализации предложений, получивших поддержку участников партнерства;
  • общественный контроль, формирующий у поставщиков и власти ответственное отношение к задачам и результатам своей деятельности и интересам потребителей, а у потребителей – ответственное отношение к исполнению своих обязанностей по содержанию находящегося в их собственности или пользовании жилищного фонда и построению отношений с поставщиками жилищно-коммунальных услуг.

Такой «площадкой» призвана стать общественная организация Ассоциация организаций и специалистовв сфере развития жилищно-коммунальногохозяйства «Развитие» (Ассоциация ЖКХ «Развитие»).