• Главная
  • Новости
  • 2013
  • 05
  • А.Чибис: новые правила предоставления коммунальных услуг - это успешный пример диалога экспертного сообщества и власти

А.Чибис: новые правила предоставления коммунальных услуг - это успешный пример диалога экспертного сообщества и власти 14 мая 2013

14 мая в РИА РБК состоялась пресс-конференция на тему: «Какие проблемы решают новые правила предоставления коммунальных услуг?», в которой приняли участие – исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие», руководитель Рабочей группы по развитию ЖКХ Экспертного совета при Правительстве РФ Андрей Чибис, члены Рабочей группы - Заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев и Председатель комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева.

Открывая пресс-конференцию, Андрей Чибис рассказал о причинах, обусловивших необходимость принятия Правительством Российской Федерации Постановления № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг», которое было подготовлено при активном участии экспертов НП «ЖКХ Развитие» и Рабочей группы по развитию ЖКХ. Так, при проведении тщательного мониторинга и анализа причин роста совокупного платежа населения эксперты выявили ряд проблем, которые и вызвали рост платежей при том, что тарифы с 1 января 2013г. не менялись.

«После мониторинга ситуации мы пришли к четкому выводу, что подходы, в том числе к начислению за общедомовые нужды, которые были применены в рамках 354 Постановления Правительства РФ - предыдущих правилах оказания коммунальных услуг - и их правоприменение и привели к росту совокупного платежа населения, - отметил Андрей Чибис. – От имени Рабочей группы по развитию ЖКХ Открытого Правительства мы направили инициативы в Правительство РФ, в рамках которых обозначили набор существующих проблем, а также механизмы их решения».

По словам Андрея Чибиса, Постановление Правительства РФ № 344 – это успешный пример диалога экспертного сообщества и власти.

Говоря об изменениях, внесенных постановлением, эксперты отметили одну из главных проблем, которую решают новые правила предоставления коммунальных услуг, - это начисления за общедомовые нужды. Так, в рамках постановления отменены общедомовые расходы на отопление, а размер общедомовых расходов на водоснабжение и электроснабжение ограничен специальным нормативом. Также исключена обязанность оплаты коммунальной услуги водоотведения.

Вместе с тем, обязательство по оплате части общедомовых платежей управляющими компаниями вызвало их недовольство.

По словам Светланы Разворотневой, на сегодняшний день действительно существует опасение, что ряд управляющих компаний могут обанкротиться, но «это связано не с нынешним постановлением, а с той системой, когда управляющие компании являются перепродавцами коммунальных услуг, но при этом не имеют оптовую скидку и, собирая плату примерно от 95% плательщиков, вынуждены отдавать 100%». Кроме того, новое постановление дает управляющим компаниям дополнительные права, в том числе право выявлять незарегистрированных жильцов, из-за которых зачастую и происходит рост платежей.

Павел Качкаев отметил, что в Постановлении Правительства РФ № 344 есть пункт: «если четко управляющая компания видит, что общедомовые расходы превышают тот норматив, который был установлен по воде или электроэнергии, собирается общее собрание, показываются все потребленные ресурсы, и общее собрание жителей может принять увеличенные нормативы на тот или иной дом».

«Управляющим компаниям нужно быть ближе к жителям: не только собирать квартплату, делать какие-то вещи, но работать с жителями», - подчеркнул Павел Качкаев.

Андрей Чибис отметил, что постановление будет мотивировать управляющие компании заниматься энергосервисом в доме. «До этого мотивации даже у самых добросовестных компаний сокращать общедомовые расходы не было никакой, потому что за все платят жильцы. Это неправильно», - подчеркнул он.

Новое постановление также упрощает процедуру установления факта оказания коммунальной услуги ненадлежащего качества. Раньше для фиксации нарушения было необходимо дозвониться в диспетчерскую службу управляющей компании и согласовать время приезда представителей управляющей компании, которые должны были зафиксировать факт предоставления некачественной услуги. «Сейчас Правительство упростило этот порядок: вы звоните, если не дозвонились, то берете двух соседей или председателя многоквартирного дома и составляете акт, - отметил Андрей Чибис. – Также можно с помощью простых средств зафиксировать, что, например, вода грязная. Этот акт является достаточным основанием вместе с претензией, которую вы направляете в управляющую компанию, чтобы с вас за это деньги не брали».

Постановление № 344 также исключает обязанность предоставления потребителями сведений о показаниях приборов учета в фиксированные сроки.

По словам Андрея Чибиса, большинство проблем, связанных с начислением больших платежей за водоснабжение, были связаны с отсутствием приборов учета в квартирах соседей. Если в квартире был зарегистрирован один человек, то квитанция, соответственно, выставлялась на одного человека, не смотря на то, что фактически там могла проживать целая семья. Таким образом, все остальные расходы распределялись между соседями. В настоящее время введена норма, позволяющая управляющей компании или ТСЖ составлять акт о том, что в квартире фактически проживает больше человек, чем зарегистрировано, и отправлять данный документ либо в Федеральную миграционную службу, либо в УВД. Указанные службы в соответствии с законодательством, составляют акт об административном правонарушении и, если факт нарушения подтверждается, этот протокол является основанием для выставления счета.

«Если прибор учета в квартире стоит, то, конечно, никакого права составлять какие-то акты нет. Поставь прибор учета - не будет ходить к тебе управляющая компания, не будет ходить к тебе Федеральная миграционная служба и твой участковый», - заявил Андрей Чибис.

Для стимулирования потребителей и исполнителей коммунальных услуг к установке счетчиков с 2015 года будут поэтапно вводиться повышающие коэффициенты. Как сообщила Светлана Разворотнева, с 1 января 2015 года этот коэффициент будет 1,1, с 1 июля - 1,2, и так далее. «Будут отвечать рублем те, кто не готов или не хочет считать это все по приборам учета», - подчеркнула она.

По словам Андрея Чибиса, введение повышающего коэффициента – это лояльная рассрочка. «Нет прибора учета - начинаешь платить по нормативу плюс 20%, плюс 40% и так далее. Это правильно. Это стимул в течение практически полутора лет установить приборы - совершенно разумный, честный, правильный», - заявил он.

Согласно статистике приборы учета позволяют экономить от 12% до 58%. «До половины можно сократить совершенно спокойно, и те, кто этого не делает, наверное, просто не заинтересованы», - подчеркнула Светлана Разворотнева.

ВИДЕОЗАПИСЬ

« Все новости