• Главная
  • Новости
  • 2022
  • 09
  • Законопроект, совершенствующий порядок заключения концессионных соглашений рекомендован к первому чтению

Законопроект, совершенствующий порядок заключения концессионных соглашений рекомендован к первому чтению 22 сентября 2022

Комитет Государственной Думы по экономической политике  рекомендовал принять в первом чтении проект федерального закона № 140808-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и статью 171 Федерального закона «О защите конкуренции» (в части установления равного доступа заинтересованных лиц к заключению концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора), внесенный Правительством Российской Федерации.

Законопроект направлен на совершенствование порядка проведения конкурсных процедур и передачи объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения концессионеру в целях качественного и бесперебойного предоставления населению жилищно-коммунальных услуг.

Законопроектом предусмотрено установление запрета на участие в концессионном соглашении в качестве концессионера государственных (муниципальных) унитарных предприятий или бюджетных учреждений в случае, если один из учредителей такого предприятия или учреждения является концедентом. Проектируемая норма позволит повысить прозрачность концессионных соглашений в сфере ЖКХ.

Также законопроектом устанавливаются требования к участникам конкурса по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, которые подтверждают квалификацию потенциального концессионера.

К таким требованиям относится опыт эксплуатации концессионером указанных объектов концессионного соглашения на территории Российской Федерации исходя из численности населения, которому планируется предоставление коммунальных услуг (не менее 2 лет в случае предоставления услуг в населенном пункте от 100 до 500 тыс. чел., и не менее 3 лет в населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. чел. - с населением более 500 тыс. чел.).

При этом проектируемой нормой законопроекта предусматривается, что в случае если концессионер образует с иными лицами группу лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите конкуренции, его соответствие указанным требованиям также распространяется совокупно на такую группу лиц.

Вместе с тем порядок соответствия таким требованиям нуждается в уточнении, так как некоторые лица из этой группы могут соответствовать предъявляемым требованиям, тогда как другие - нет.

Кроме того, законопроектом в качестве критерия конкурса по концессионному соглашению, объектами которого являются  объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, устанавливаются расходы, финансируемые за счет средств концедента на осуществление государственной регистрации права собственности концедента на незарегистрированное недвижимое имущество, технологически и функционально связанное с объектом концессионного соглашения, в таких случаях как выполнение кадастровых работ, осуществление государственной регистрации права собственности концедента на имущество. Также законопроектом предлагается в случае принятия решения о заключении концессионного соглашения в сфере ЖКХ установить обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению не более 5% предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения в виде задатка или безотзывной банковской гарантии.

Законопроектом предлагается новая норма, предусматривающая, что в случае отзыва заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения до принятия решения конкурсной комиссией о признании участника конкурса победителем, а также при отказе или уклонении победителя конкурса от подписания концессионного соглашения внесенный такими лицами задаток не возвращается.

Это  позволит ограничить участие недобросовестных лиц в подготовке и (или) конкурсной процедуре на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта ЖКХ, а также повысить качество исполнения концессионных соглашений.

Проектируемыми нормами законопроекта предусмотрена возможность установления в концессионном соглашении обязательств концедента в отношении всего незарегистрированного недвижимого имущества по обеспечению государственной регистрации права собственности концедента на такое имущество. Указанные изменения позволят концеденту участвовать в финансировании расходов концессионера, связанных с государственной регистрацией такого имущества, и как следствие, позволит снизить тарифную нагрузку на потребителя.

Законопроектом вводится обязанность концессионера по разработке и направлению проекта инвестиционной программы в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом неисполнение концессионером обязательств по разработке инвестиционной программы, а также неисполнение обязательств по ее утверждению является существенным нарушением условий концессионного соглашения.

Установление требований к инвестиционной программе позволит концеденту осуществлять мониторинг и контроль реализации концессионного соглашения, оценивать не только плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, а также экономический эффект от реализации концессионного соглашения в целом.

Законопроектом уточняется порядок заключения концессионного соглашения в части установления срока (5 рабочих дней на направление и 15 дней на подписание) для принятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации решения о подписании концессионного соглашения, в случае, если объектом концессионного соглашения являются коммунальные системы, реализация услуг по которым осуществляется в соответствии с тарифами и концедентом является муниципальное образование, а в качестве самостоятельной стороны концессионного соглашения участвует субъект Российской Федерации. По мнению Комитета Государственной Думы по экономической политике, отсутствие определенности в части сроков проведения и согласования соответствующих процедур увеличивает (затягивает) срок заключения концессионного соглашения, а также приводит к снижению инвестиционной привлекательности концессий в сфере ЖКХ.

Также законопроектом предлагается сократить срок размещения предложения о заключении концессионного соглашения с 45 до 30 дней, а также установить трехдневный срок для размещения заявок на участие в конкурсе на его заключение. По мнению Комитета Государственной Думы по экономической политике, указанный срок позволит  обеспечить  конкурентный доступ к заключению концессионного соглашения.

 Статьей 2 законопроекта предлагается уточнить порядок внеконкурсной передачи прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, которое является частью инженерно-технической сети или передается единой теплоснабжающей организации, без проведения конкурса (аукциона). Также в отношении передачи прав владения и (или) пользования на такие объекты лицу, обладающему правами владения и (или) пользования этой сетью, вводится запрет на неоднократную и последовательную передачу объектов коммунальной инфраструктуры без проведения торгов, если стоимость передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости объекта концессионного соглашения, за исключением случаев несостоявшихся торгов, передачи вновь созданных объектов или изменения условий концессионного соглашения. Данная норма позволит  обеспечить прозрачность передачи объектов инфраструктуры внутри сети потенциальным инвесторам.

Пресс-служба комитета

« Все новости