Деньги вступили в битву с процентами

kommersant-logo

Белый дом готов ограничивать размер платежей населения за ЖКХ, а не тарифы

Рабочая группа по вопросам ЖКХ при правительстве предлагает заменить госрегулирование тарифов ЖКХ долгосрочным ограничением роста конечныхплатежей населения, передав контроль над ними Федеральной службе по тарифам и обеспечив субъектам отрасли тарифную либерализацию в отведенных пределах. Предложение учитывает опыт начала 2013 года, когда ограничения коммунальных тарифов не смогли остановить ростаплатежей граждан за услуги ЖКХ. В ФСТ идею сдержанно называют "преждевременной", предлагая подождать перехода всей отрасли на долгосрочное регулирование.


Рабочая группа по вопросам ЖКХ при правительстве предлагает внести радикальные изменения в регулирование платы населения за коммунальные услуги. Эта идея зафиксирована в законопроекте "О регулировании платы граждан за жилищно-коммунальные услуги..." — в нем рабочая группа предлагает отменить существующее регулирование тарифов на услуги ЖКХ, заменив его ограничением роста конечного платежа граждан. Для этого законопроект вводит процентные "предельные индексы", "определяющие возможное изменение платы".

Предполагается, что индексы будут устанавливаться минимум на три года, а изменяться — не чаще раза в пять лет. На уровне субъектов РФ их, как сейчас тарифы ЖКХ, будет определять правительство, а определение методик расчета и контроль предельных индексов предлагается оставить за Федеральной службой по тарифам (ФСТ), сейчас контролирующей рост тарифов на услуги ЖКХ. Штрафы для должностных лиц за завышенные коммунальные счета составят 3-5 тыс. руб., а при рецидивах — 5-10 тыс. руб. с дисквалификацией на 6-12 месяцев. Если закон примут, новация вступит в силу с 1 июля 2014 года.

Идея перейти к госрегулированию роста платежей конечных потребителей коммунальных услуг возникла в правительстве в феврале 2013 года после того, как причинами роста платежей граждан в отдельных муниципалитетах более чем вдвое заинтересовался Владимир Путин. Тогда глава ФСТ Сергей Новиков пояснил, что удорожание "коммуналки" произошло при сохранении зажатых тарифов отрасли — за счет увеличения нормативов потребления и появления в платежках графы "общедомовые услуги" (см. "Ъ" от 26 и 27 февраля). Уже в марте в муниципалитетах был проведен обратный перерасчет, однако Белый дом уже занялся разработкой механизма, не позволяющего манипулировать расчетами платы за ЖКХ в будущем.

Согласно проекту, предельные индексы максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в отдельных муниципалитетах не должны превышать предельный индекс, установленный правительством в среднем по субъекту, более чем в полтора раза. Исключением могут стать "точечные" решения региональных регуляторов — при наличии "объективной потребности", проведении муниципальными властями общественных слушаний и согласии населения.

Помимо перехода к мониторингу фактических платежей граждан рабочая группа предлагает разрешить более гибкое манипулирование тарифами на услуги ЖКХ внутри общих предельных значений. "Если, например, в одном из субъектов низкий уровень качества воды и необходима модернизация водоканала, решением руководства субъекта тарифы на воду могут быть увеличены, но при этом совокупный платеж населения изменится в установленных пределах. Данные меры позволят существенно повлиять на качество коммунальных услуг, являющееся приоритетом",— поясняют в рабочей группе.

С проектом рабочей группы уже ознакомлен вице-премьер Дмитрий Козак. Вчера он дал поручение профильным ведомствам "проработать" предложения главы рабочей группы Андрея Чибиса, а 29 мая у господина Козака состоится совещание, на котором будут обсуждаться их позиции по этому вопросу, рассказали "Ъ" в секретариате вице-премьера. В Минрегионе вчера не смогли сформулировать свое отношение к проекту господина Чибиса. В ФСТ же отметили: пока не завершен процесс перехода ЖКХ на долгосрочное регулирование, не решены вопросы установки коллективных и индивидуальных приборов учета и "недорегулированности" тарифов в отдельных муниципальных образованиях, "отказ от каких-либо ограничений на федеральном уровне (в том числе отраслевых) до завершения переходного периода содержит риски неконтролируемого роста тарифов для прочих потребителей, включая малый и средний бизнес, и является преждевременным".


Олег Сапожков

Оригинал публикации: Коммерсантъ

« Все публикации