Ассоциация организаций и специалистов
в сфере развития
жилищно-коммунального хозяйства
и городского развития «ЖКХ и городская среда»
Рабочая группа по развитию ЖКХ
Экспертного совета при
Правительстве Российской Федерации
Об этом свидетельствует распоряжение премьер-министра
Дмитрия Медведева, опубликованное вчера
на официальном сайте кабмина. Из комплекса мер по
установлению социальных норм потребления коммунальных услуг
исключаются положения, предписывающие введение соцнорм на
потребление воды и на коммунальные услуги по отоплению и
газоснабжению. Эксперты отмечают, что с учетом результатов
пилотного запуска социальной нормы подобное решение правительства
было закономерно и ожидаемо. Многие люди просто не укладывались в
соцнормы, что грозило ростом социальной напряженности.
Как сообщается в документе, правительство отказалось от
обязательного и повсеместного внедрения социальных норм из-за
недостаточной оснащенности подавляющего большинства населения
необходимыми приборами учета. По данным Росстата, на 30 июня 2013
года только 57,5% квартир и жилых домов обеспечены
индивидуальными приборами учета холодной и горячей воды. А в
домах старого жилищного фонда применяемая вертикальная разводка
системы усложняет и делает неоправданно затратной установку
поквартирных приборов учета тепловой энергии и газоснабжения. Что в
свою очередь является «экономически нецелесообразным ввиду
длительного срока окупаемости».
«На самом деле причина совсем не в этом, – сказал «НИ» директор
направления «Городское хозяйство» Института экономики города Сергей
Сиваев. – Просто, как показывает практика реализации проекта
соцнорм в пилотных регионах, администрирование этой системы требует
гораздо больших издержек, чем приносит выгоды».
Одной из основных задач введения социальных норм было решение
проблемы перекрестного субсидирования, когда излишки потребления
ресурсов населением, по сути, оплачивают крупные промышленные
потребители. Что, в свою очередь, увеличивает их издержки и тем
самым вынуждает повышать цены на свою продукцию. Но если касательно
потребления электроэнергии эта проблема действительно существует и
еще может служить хоть какой-то мотивацией для ввода этой соцнормы,
то в сфере водоснабжения она почти полностью отсутствует. «Таким
образом, установление социальной нормы потребления в сфере
водоснабжения на сегодняшний день преждевременно», – отмечается в
сообщении кабинета министров.
Сергей Сиваев отмечает, что за последние 10 лет объем потребления
воды среди населения снизился в два раза, и потому необходимости
снижать его еще больше просто нет. «У нас, наоборот, существует
проблема простоя мощностей, – говорит эксперт. – А соцнорма на
теплоснабжение – и вовсе абсурд. Потому что норма имеет смысл
только в отношении ресурсов, объем потребления которых население
может самостоятельно контролировать. А в данном случае этого,
естественно, нет».
Впрочем, исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие» Алексей
Макрушин рассказал «НИ» и о возможных выгодах от введения соцнормы:
«Сейчас, к сожалению, квартиры и дома действительно недостаточно
оснащены приборами учета. И я считаю, что введение социальной
нормы, наоборот, оказало бы положительный эффект и стимулировало бы
население на их установку».
Таким образом, единственной действующей социальной нормой остается
норма на потребление электроэнергии, которая с 1 сентября 2013 года
запущена в пилотном режиме в шести регионах РФ – Забайкальском и
Красноярском краях, Владимирской, Нижегородской, Орловской и
Ростовской областях. Суть ее в том, что при потреблении ниже нормы
население платит по льготному тарифу, а при превышении нормы –
доплачивают по более высокому тарифу. Изначально власти заявляли,
что переплачивать будут только порядка 30% населения. Но в итоге
результаты эксперимента там оказались далеки от ожидаемых.
Например, во Владимирской области в расчетные 70 кВт/ч в месяц
уложились только 40% населения, а остальным 60% пришлось
переплачивать сверх действующих тарифов. По сути, более бедные слои
населения субсидируются напрямую за счет средств более
состоятельных граждан. Поэтому неудивительно, что правительство
решило временно откреститься от вызывающей социальную напряженность
нормы.
Если первоначально предполагалось, что она будет введена по всей
стране с 1 июля 2014 года, то в феврале этого года Дмитрий Медведев
подписал постановление, которое передавало регионам полномочия по
окончательному решению об установлении социальной нормы
на электроэнергию. Теперь они должны до 1 июля уже 2016 года
принять решение о принятии нормы или отказе от нее. Большинство
регионов, скорее всего, не решатся ее принимать, прогнозируют
эксперты.
«Эта норма с самого начала была обречена на такой исход, – говорит
г-н Сиваев. – Радует, что понимание этого пришло достаточно
быстро». Правда, Алексей Макрушин обращает внимание, что
«некорректно говорить именно об отмене социальных норм.
Правительство просто сняло своим распоряжением с профильных
ведомств обязанность активно работать над этим вопросом. Но тема не
закрыта, она отложена до лучших времен и к ней еще могут вернуться
в дальнейшем».
Оригинал публикации: Сатья в НИ от 23 апреля 2014