Ассоциация организаций и специалистов
в сфере развития
жилищно-коммунального хозяйства
и городского развития «ЖКХ и городская среда»
Рабочая группа по развитию ЖКХ
Экспертного совета при
Правительстве Российской Федерации
Текст: Алексей Макрушин (исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие»)
В условиях замедления роста экономики многие инвесторы заинтересовались вложениями в коммунальную инфраструктуру: огромный рынок, гарантированный спрос... Скоро будут введены долгосрочные тарифы, развиваются концессионные соглашения, но проблемы есть, и, перефразируя Толстого, каждая отрасль несчастна по-своему.
Пожалуй, самая непростая ситуация сложилась в сфере водоснабжения и водоотведения. Инфраструктура устарела, потребление воды и выручка водоканалов падают, требования к качеству воды и очистке сточных вод очень строгие. Для обеспечения людей чистой питьевой водой нужны большие капвложения. Органы местного самоуправления не могут самостоятельно справиться с поставленной задачей: желающих финансировать унитарные предприятия мало, а таких среди крупных водоканалов большинство. Частные проекты банки финансируют охотнее и на более выгодных условиях, но приватизация централизованных систем водоснабжения и водоотведения в России запрещена. Работа над созданием нового законодательства, ориентированного на привлечение инвестиций и улучшение качества коммунальных услуг, идет при непосредственном участии отраслевых сообществ. Этому способствует и Открытое правительство, и процедура оценки регулирующего воздействия, и необходимость публиковать документы в открытом доступе до их согласования. Но пока основной, а де-факто единственной возможностью привлечения инвесторов в эту отрасль являются концессионные соглашения.
При концессии собственность на объекты централизованной системы водоснабжения и водоотведения сохраняется у органов местного самоуправления, инвестор обязуется вкладывать средства в их строительство и модернизацию, а регулирующие органы — обеспечивать возврат вложенных средств с учетом процентов. Основной риск для инвесторов, конечно, связан с действиями регулирующих органов и ограничениями роста тарифов. Сейчас законодательство обеспечивает защиту интересов инвесторов — формулу расчета тарифов можно прописать непосредственно в концессионном соглашении, при отклонении от нее убытки компенсируются за счет бюджетных средств, при разрыве соглашения инвесторам обязаны вернуть средства. Вместе с тем ужесточились правила концессионных конкурсов: кто предложит более низкий тариф, тот и победит. Закреплена ответственность концессионеров за достижение целевых показателей в части подготовки воды, очистки сточных вод, потерь при транспортировке и пр. В результате концессионные соглашения должны стать реальным конкурсом с четкими взаимными обязательствами инвесторов и органов власти. Сегодня это самый проработанный механизм государственно-частного партнерства.
Первые концессионные конкурсы в крупных городах должны пройти в конце этого — начале следующего года. При этом минстрой дал инструмент оценки эффективности МУПов и ГУПов. Если предприятие банкрот или не в состоянии обеспечивать необходимое качество услуг, оно должно быть выставлено на конкурс для передачи частному оператору. Практика безответственности муниципалов исчерпана: не справился — отдай управление инфраструктурой более эффективному собственнику, готовому вкладывать средства и отвечать за результат.
Вместе с тем все достижения по развитию концессионного законодательства могут быть перечеркнуты «простыми» решениями по ограничению темпа роста тарифов. Кто вложит деньги в очистку воды, если тарифные ограничения заведомо не позволяют их вернуть? Здесь нужны как сбалансированные показатели прогноза социально-экономического развития, так и свобода для регулирующих органов принимать решения без оглядки на вышестоящие инстанции.
Теплоснабжение более «рыночный» сектор, чем водоснабжение и водоотведение. Практически все крупные станции, производящие тепловую и электрическую энергию в режиме комбинированной выработки, уже находятся в частных руках. В муниципальной собственности сохранилась только часть котельных (как старых, так и вновь построенных) и значительное количество тепловых сетей. Генерация тепловой энергии конкурентный бизнес, и нет никаких оснований считать, что частные инвесторы не смогут справиться с ним без участия государства. Необходимы лишь качественная оценка спроса на ресурс и качественное регулирование, покрывающее экономически обоснованные затраты инвесторов.
Тепловые сети, напротив, являются естественно-монопольной частью систем теплоснабжения. Именно они требуют основных инвестиций для снижения потерь тепловой энергии при передаче, внедрения эффективных гидравлических и тепловых режимов, позволяющих снизить аварийность, перехода к закрытым системам горячего водоснабжения, обеспечивающим необходимое качество горячей воды. В отличие от водоснабжения в теплоснабжении имеются ресурсы для возврата инвестиций за счет экономии расходов. При сохранении текущего платежа за отопление снижение потребления за счет регулирования подачи тепла в квартиры в зависимости от температуры на улице и снижение потерь позволят обеспечивать возврат инвестиций. Во многих случаях тарифы в теплоснабжении уже достигли уровня, при котором выгодно отделиться от централизованной системы и использовать собственный источник теплоэнергии. Необходимы лишь долгосрочные тарифы, энергосервисные договоры, обеспечивающие сохранение платежа при снижении потребления, и больше свободы в поставках промышленным потребителям.
А отечественный «отходный» промысел находится лишь в начале большого пути. Разработаны поправки в Федеральный закон «Об обращении с отходами производства и потребления». За ближайшие два года предстоит создать всю недостающую нормативную базу. Тем не менее интерес к отрасли огромный — будут «правила игры», тут же вырастут современные перерабатывающие заводы.