Ассоциация организаций и специалистов
в сфере развития
жилищно-коммунального хозяйства
и городского развития «ЖКХ и городская среда»
Рабочая группа по развитию ЖКХ
Экспертного совета при
Правительстве Российской Федерации
Половину суммы, которая содержится в платежной квитанции населения за жилищно-коммунальные услуги, составляют отопление и горячее водоснабжение, что обеспечивает пристальное внимание органов власти к проблемам теплоснабжения и, как следствие, высокую политизированность регулирования отрасли.
Вместе с тем, ситуацию в теплоснабжении можно качественно охарактеризовать как стагнацию, а во многих случаях - как деградацию. Начиная с 1990-х годов, постоянно падает производство электрической и тепловой энергии в комбинированном цикле, растет износ инфраструктуры, увеличивается количество аварий.
При схожем счете за услуги по отоплению в России и Финляндии тарифы в России в три раза ниже, а потребление тепла - почти настолько же выше. И даже не смотря на принятие в 2010 году Федерального закона «О теплоснабжении», эти тенденции пока не удается переломить.
Эксперты НП «ЖКХ Развитие» предлагают реализовать комплекс мер, который позволит перейти к качественно новой организации теплоснабжения, радикально повысить эффективность этой отрасли и снизить тарифы для потребителей.
В первую очередь, необходимо максимально использовать внутренние резервы для повышения эффективности - прежде всего, максимально снизить потребление тепловой энергии и ликвидировать «перетопы».
Также необходимо изменить сложившуюся ситуацию, при которой теплоснабжающие организации заинтересованы любой ценой продать как можно больше тепла. Сделать это можно за счет применения двухставочных тарифов и энергосервисных договоров, когда при фиксированном платеже за тепловую энергию управляющая компания и теплоснабжающая организация оптимизируют график подачи тепла, утепляют подъезды и реализуют другие мероприятия, которые позволяют заработать на снижении потребления тепловой энергии.
Вместе с тем, инвестиции в развитие генерации тепловой энергии должны производиться только после того, как исчерпаны ресурсы по снижению потребления, иначе большая часть этих инвестиций окажется бессмысленной.
Инвесторы, готовые строить новые мощности по производству тепловой энергии (прежде всего, комбинированной выработки тепловой и электрической энергии), должны получить понятные долгосрочные правила возврата своих инвестиций. Для этого необходимо обеспечить гарантированную цену и объем сбыта тепловой энергии, а также синхронизировать правила работы рынков электрической и тепловой энергии. Мощности, производящие и электрическую, и тепловую энергию должны быть эффективно загружены, обеспечивая экономически обоснованную доходность инвестиций и на рынке электрической энергии, и при производстве тепловой энергии. Поставки тепловой энергии промышленным потребителям необходимо в максимальной степени либерализовать, сохранив регулируемую цену для населения. Это позволит избежать строительства промышленными потребителями собственных котельных и повысить эффективность существующих систем теплоснабжения.
Также необходим анализ эффективности инвестиционных проектов при строительстве сетевых объектов. Инвестиции должны направляться только в такие проекты, которые приводят к снижению стоимости тепловой энергии, поставляемой конечному потребителю, снижению уровня потерь, уменьшению расходов на ремонтные работы. Те инвестиции, которые не окупаются в течение 7-10 лет, должны реализовываться только в исключительных случаях.
Стратегия развития теплоснабжения
Новые подходы к государственному регулированию теплоснабжения