Ассоциация организаций и специалистов
в сфере развития
жилищно-коммунального хозяйства
и городского развития «ЖКХ и городская среда»
Рабочая группа по развитию ЖКХ
Экспертного совета при
Правительстве Российской Федерации
Члены Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации в рамках подготовки совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева прорабатывают вопрос перехода от хозяйственного ведения к более прогрессивным формам управления.
Алексей Макрушин, руководитель рабочей группы по рпзвитию ЖКХ Экспертного совета при Правительстве РФ, принявший участие в сегодняшнем обсуждении проблемы, отметил необходимость учета особенностей, имеющихся в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В сфере деятельности организаций коммунального комплекса сохранилось значительное количество унитарных предприятий, прежде всего в сфере водоснабжения и водоотведения (около половины объема воды поставляется унитарными предприятиями) и теплоснабжения (в основном, тепловые сети), а также электроснабжения (территориальные распределительные сети) и обращения с твердыми бытовыми отходами. Во всех сферах, кроме водоснабжения и водоотведения, допускается приватизация таких предприятий без каких-либо специальных ограничений. В сфере водоснабжения и водоотведения приватизация, в том числе акционирование унитарных предприятий, прямо запрещено Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». В этой сфере участие частных операторов допускается, по сути, единственным способом - путем заключения концессионных соглашений.
Законодательством Российской Федерации очень четко и подробно прописана процедура заключения концессионных соглашений, объектом которых являются централизованные системы водоснабжения и (или) водоотведения и системы централизованного теплоснабжения, включая порядок проведения конкурса и формулу определения цены (тарифа). В частности, в силу выбора модели концессии как целевой модели государственно-частного партнерства, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение являются единственными сферами деятельности, где предполагается запретить заключение соглашений о государственно-частном партнерстве в разрабатываемом в настоящее время законе о государственно-частном партнерстве.
Принудительное акционирование унитарных предприятий сделает заключение концессионных соглашений невозможным, поскольку указанные системы будут находиться уже не в государственной или муниципальной собственности, а в собственности создаваемых акционерных обществ. Таким образом, при запрете права хозяйственного ведения как формы управления потребуется переработка законодательства в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, с целью определения новых форм государственно-частного партнерства взамен концессионным соглашениям. Также потребуется принятие специальных решений в сфере водоснабжения и водоотведения в связи с прямым запретом на приватизацию объектов водоснабжения и водоотведения.
При этом, для принятия любых решений в сфере управления имуществом необходимо, прежде всего, обеспечить регистрацию имущества в установленном законодательством порядке. В коммунальном хозяйстве на решение этой задачи может уйти несколько лет, но без этой работы любые изменения формы собственности будут чреваты злоупотреблениями.