Ассоциация организаций и специалистов
в сфере развития
жилищно-коммунального хозяйства
и городского развития «ЖКХ и городская среда»
Рабочая группа по развитию ЖКХ
Экспертного совета при
Правительстве Российской Федерации
11.11 в рамках конференции «Частные операторы коммунальной инфраструктуры», соорганизатором которой выступило НП «ЖКХ Развитие», советник исполнительного директора НП «ЖКХ Развитие» Андрей Демин с партнером Hogan Lovells Александром Долговым провели «круглый стол» на тему «Как делать деньги из мусора?».
Во встрече участвовали Маргарита Осипова — начальник отдела ТБО Департамента ЖКХ, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Минстроя РФ, Максим Золин — заместитель директора ГБУ Нижегородской области «Экология региона», Андрей Якимчук — генеральный директор УК «Эко-Система», Константин Рзаев — председатель совета директоров ГК «Экотехнологии», Юрий Сизов — первый заместитель генерального директора УК «Лидер».
Маргарита Осипова от имени правительства подробно рассказала присутствующим о грядущих новациях в правовом регулировании обращения с отходами - Минстрой России готовит ко второму чтению поправки в ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ФЗ «О техническом регулировании», которые должны быть приняты Госдумай до конца текущего года. Ее выступление разбудило в присутствующих желание профессионально и честно поговорить об ожиданиях инвесторов и их опасениях, связанных с введением института Регионального оператора ТБО.
Участники рынка выразили озабоченность в том, что поправки могут привести к монополизации рынка и к коррупционным рискам со стороны Регоператора и Региональных властей.
А. Демин не согласился с таким мнением: он считает, что поправки как раз в большей степени решают существующие проблемы прозрачности как рынка в целом, так и процессов обращения с ТБО, а также повышают ответственность всех его участников. «Предполагается введение Регоператора на конкурсной основе, далее в своей работе он должен будет руководствоваться утвержденной на уровне региона схемой обращения ТБО. Регоператор юридически и экономически должен будет отвечать за организацию и регулирование всего процесса на территории своего субъекта». К сведению: в поправках подразумевается, что в регионе может быть выбрано более одного Регионального оператора. Это будет зависеть от масштабов задач, поставленных генеральной схемой обращения с отходами.
Этим законом будет решена еще одна проблема — произвола муниципалов в этом вопросе, — уверен эксперт. Он привел в пример Кировскую область, представитель которой пожаловалась, что бизнес там не строит мусоросортировочные станции. «А не строит он там, потому что не выгодно ставить одну только сортировку притом, что вывозом и утилизацией мусора занимаются другие компании». — прокомментировал он. Этот постулат подтвердил и Константин Рзаев: «Для сортировки нужен большой объем — лишь небольшой процент из общей массы мусора может быть переработан для нужд моей компании. Нас интересуют пластиковые отходы. И практика показывает, что такие фракции в большей степени аккумулируются в городах, а в глухих деревнях у людей даже мусорной корзины нет — все идет в печь или на корм корове. И когда нам предлагают только сортировку ТБО, да еще и в глубинке, мы сразу отказываемся — это заведомый убыток».
По мнению А. Демина новый закон с его генеральными схемами очистки, зонирования территорий и заранее рассчитанной экономической моделью работы сортировочных станций и перерабатывающих комплексов, заставит муниципальные власти «проводить конкурсы на основе расчетов, а не личных симпатий».
Присутствующие также обсудили особенности формирования генеральной схемы очистки территорий, оптимальные модели ГЧП для работы с отходами, актуальные вопросы тарифообразования при реализации мероприятий по глубокой переработке отходов.
По итогам дискуссии модераторы обещали резюмировать все высказанные мнения и предложения и направить их на рассмотрение в Минстрой России.