Ассоциация организаций и специалистов
в сфере развития
жилищно-коммунального хозяйства
и городского развития «ЖКХ и городская среда»
Рабочая группа по развитию ЖКХ
Экспертного совета при
Правительстве Российской Федерации
Первый заместитель НП "ЖКХ Развитие" Марина Файрушина провела прогноз-сессию "Какой должна быть новая модель рынка теплоснабжения" в рамках конференции "Частные операторы коммунальной инфраструктуры".
В работе сессии участвовали: Максим Ткаченко - исполнительный директор Центра развития ГЧП, Дмитрий Вахруков - заместитель директора Департамента государственного регулировании тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэконоразвития РФ, Илья Скрипников - советник практики ГЧП и инфраструктуры Dentons, Тимур Шакиров - старший консультант практики «Инфраструктура» Консалтинговой группы «НЭО Центр», Дмитрий Хмелюк - генеральный директор «Интегратор энергетического комплекса» Холдинга «Теплоком», Анна Лукина - представитель Центра ГЧП Калужской области, Светлана Дубинчина - советник юридической фирмы Legal Capital Partners.
Марина Файрушина обратила внимание присутствующих на то, что Россия производит 44 процента мирового тепла, обладает самой разветвленной сетью центрального теплоснабжения, а в платежке гражданина стоимость этой услуги занимает более 50 процентов. Но своим производителям тепло и горячая вода приносят убытки (более 5о млрд. руб.), аварийность в сетях растет, а примерно треть жителей многоквартирных домов жалуются на качество этих ресурсов.
Среди причин того, что объем отпуска в отрасли централизованного теплоснабжения упал в полтора раза, она назвала отсутствие экономических стимулов к развитию комбинированной выработки (а это на сегодня наиболее дешевый способ производства теплоэнергии). По экспертным оценкам объем "недоинвестирования" при существующем подходе к 2015 году составит 2,5 трлн. руб: все это приводит к риску аварийности, а потребители оплачивают все больше за неэффективно работающие системы теплоснабжения.
О "дорожной карте" и предлагаемых изменениях в законодательство, которое предусматривает решение проблем отрасли в условиях перехода к новой модели рынка теплоснабжения, подробно рассказал Дмитрий Вахруков, Заместитель директора Департамента Минэкономразвития РФ.
Присутствующие в ходе дискуссии высказали противоположные взгляды на способы реформирования отрасли - одним в качестве панацеи видится скорейший переход к ЕТО с ее усиленной ответственностью перед потребителями и параллельным переходом на долгосрочное тарифное регулирование по методу "альтернативной котельной". Другие видят в этих новеллах сплошные риски.
Максим Ткаченко, Исполнительный директор Центра развития ГЧП привел интересную статистику: с 1 января 2014 года в РФ заключено 50 инвестиционных соглашений в рамках ГЧП (и это наибольшее количество проектов среди всех отраслей коммунального хозяйства). Размеры соглашений от 800 тысяч до 18 млн. рублей. Средний срок соглашений - 9,3 года. При этом вопреки ожиданиям бОльшая часть проектов приходится на муниципалитеты с населением менее 5 тыс. человек. И отметил интересный тренд: в тех регионах, где есть системная задача внедрения механизма концессии с теплоснабжением, есть и понимание, что без региональных субсидий не обойтись. Многие регионы уже задумываются, что бы еще до того как в РЭК идет тарифная заявка на согласование, обязать уполномоченные органы (комитеты по инвестициям - Ред.) для таких проектов предусмотреть капитальный грант, который оценит эти затраты, взвесит их и при необходимости компенсирует инвестору. Это хорошая практика принятия схемы управленческого решения. Ее нужно тиражировать.
В ходе дискуссии участники обсудили тарифное регулирование отрасли в условиях перехода к новой модели теплоснабжения (долгосрочное регулирование вводится с января 2016 года); ожидания от перехода к принципу ценообразования по методу "альтернативной котельной"; особенности передачи теплосетей от неэффективных МУПов в концессию; схемы финансирования проектов модернизации котельных и сетей; возможности межмуниципального и межрегионального сотрудничества в рамках комплексных проектов модернизации; региональный опыт реализации проектов по энергоэффективности с применением механизмов государственно-частного партнерства.
Среди проблемных моментов были отмечены: вакханалия в муниципалитетах в области прав собственности на объекты - ряду муниципальных образований нужно потратить сумму, равную размеру концессионного соглашения на то, чтобы поставить объекты теплоснабжения на кадастровый учет и взять на баланс. Тупиковая ситуация, когда сети у муниципалитета, а генерация - в частных руках; отсутствие механизма гарантии регионального бюджета перед муниципальным по межтарифной разнице или капитальному гранту. И последний фактор - банки вообще не хотят опускаться на муниципальный уровень в сфере ГЧП без региональных гарантий. В этой связи центр ГЧП ставит вопрос о создании специального института страхования или гарантийных фондов для привлечения финансирования по муниципальным сделкам.
"Если смотреть на новую модель теплоснабжения с точки зрения привлечения инвестиций, то наиболее сложным представляется переход к ней, - отметила Марина Файрушина. - Мнение об инвестиционных возможностях в этой сфере будет зависеть от того, каким образом в новой модели будут прописаны обязательства по инвестициям в проектах, которые уже реализуются в переходном периоде. И вообще, как будут сохранены обязательства и гарантии, которые ранее прописаны в рамках заключенных инвестиционных и концессионных соглашений".
Кроме того с реализацией концессионных соглашений в рамках ГЧП связаны вопросы ответственности региональных органов власти, гарантий региональных и муниципальных бюджетов, вопросы незавершенности оформления имущества, которые препятствуют процессу инвестирования в теплоснабжение вообще.