Ассоциация организаций и специалистов
в сфере развития
жилищно-коммунального хозяйства
и городского развития «ЖКХ и городская среда»
Рабочая группа по развитию ЖКХ
Экспертного совета при
Правительстве Российской Федерации
26 марта 2015 года на площадке НП «ЖКХ Развитие» под председательством Алексея Макрушина состоялось совещание Рабочей группы по развитию жилищно-коммунального хозяйства Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации. Встреча была посвящена обсуждению принципов формирования тарифов на тепловую энергию источников, производящих тепловую и электрическую энергию в режиме комбинированной выработки, а также принципов отнесения затрат на топливо и других видов затрат на производство электрической и тепловой энергии.
В совещании приняли участие представители Минэнерго России, теплоснабжающих организаций, эксперты в сфере теплоснабжения.
В настоящее время существует высокий риск вывода из эксплуатации до 200 турбин, используемых для производства электрической и тепловой энергии в комбинированном режиме. Во многом сложившаяся ситуация обусловлена правилами регулирования на рынках электрической и тепловой энергии, в частности, применяемым пропорциональным методом распределения расходов на топливо между производством электрической и тепловой энергии. Замещение выбывающих мощностей котельными приведет к резкому росту тарифов на тепловую энергию.
Теплоснабжающими организациями осуществляется постепенный переход от пропорционального к физическому методу распределения топливных расходов, который повсеместно применялся для этих целей до 1996 года.
В качестве альтернативы физическому методу Минэнерго России предлагает использовать новый метод распределения топливных затрат, предполагающий установление удельного расхода условного топлива на уровне, сопоставимом с такой же величиной, рассчитанной для современной котельной, и отнесение оставшихся топливных расходов на производство электроэнергии (т.е. этот метод относит меньше расходов на производство тепловой энергии, чем физический метод и больше, чем пропорциональный). Применение такого метода распределения топливных расходов позволяет, по-сути, реализовать принцип «альтернативной котельной» в отношении когенерационных источников тепловой энергии.
Отдельно была отмечена проблема перехода от пропорционального метода к другим методам в изолированных зонах электроснабжения, в которых регулируются как цены на электрическую, так и на тепловую энергию, поскольку регулирующие органы заинтересованы в сохранении на таких территориях перекрестного субсидирования между производством электрической и тепловой энергии.
Также теплоснабжающими организациями была обозначена проблема, связанная с тем, что при переходе к физическому методу показатель удельного расхода условного топлива для производства тепловой энергии повышается в течение переходного периода, составляющего до 4 лет, а такой же показатель для электрической энергии снижается за 1 год, что создает выпадающие расходы в части расходов на топливо.
По итогам совещания были приняты следующие решения:
1. Поддержать предложение о формировании единого подхода к распределению расходов между производством электрической и тепловой энергии и поэтапном переходе к его использованию, с учетом возможных особенностей в изолированных системах электроснабжения.
2. Проанализировать возможные последствия применения различных методов распределения между производством электрической и тепловой энергии расходов на топливо и иных косвенных расходов, используя в качестве базового сценария физический метод распределения топливных расходов и распределение иных косвенных расходов пропорционально потреблению топлива.
3. Подготовить поправки в законодательство, синхронизирующие сроки переходного периода при смене метода распределения топливных затрат между производством электрической и тепловой энергии, на рынках электрической и тепловой энергии.