• Главная
  • Новости
  • 2020
  • 04
  • Заключение Ассоциации «ЖКХ и городская среда» по вопросу повестки заочного заседания Экспертного совета Комитета Государственной Думы РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству - о проекте федерального закона № 691245-7 «О внесении изменения в статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации» (об установлении порядка приобретения права собственности на элементы озеленения и благоустройства, созданные за счет бюджетных средств).

Заключение Ассоциации «ЖКХ и городская среда» по вопросу повестки заочного заседания Экспертного совета Комитета Государственной Думы РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству - о проекте федерального закона № 691245-7 «О внесении изменения в статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации» (об установлении порядка приобретения права собственности на элементы озеленения и благоустройства, созданные за счет бюджетных средств). 22 апреля 2020

Суть поправки, предлагаемой проектом федерального закона № 691245-7 «О внесении изменения в статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект) заключается в том, что элементы озеленения и благоустройства, созданные, в том числе за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренным пунктом 21 части 2 статьи 44 ЖК РФ, на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом, переходят бесплатно в общую долевую собственность таких собственников.
В отличие от способа возникновения права собственности на общее имущество в МКД в силу закона (ст. 290 ГК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ) и в силу создания (п. 21 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ) законопроектом предлагается установить порядок «приема в состав общего имущества» элементов озеленения и благоустройства, созданных при участии бюджетных средств только с согласия общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В гражданском законодательстве есть «отказ одаряемого принять дар» по договору дарения (ст. 573 ГК РФ). Законопроектом предлагается вхождение в состав общего имущества в многоквартирном доме элементов озеленения и благоустройства только при принятии об этом решения общего собрания собственников помещений. И это в условиях больших трудностей, временных, материальных и интеллектуальных затрат при созыве и проведении общего собрания.
Вызывает недоумение, что поправкой предложено, что при отсутствии такого решения общего собрания созданные на земельном участке, входящем в состав общего имущества, элементы озеленения и благоустройства не войдут в состав общего имущества собственников в многоквартирном доме:
даже если бюджет совсем не софинансировал затраты на создание таких элементов;
даже если бюджет софинансировал хотя бы 1 процент затрат на создание таких элементов;
в любых случаях создания элементов озеленения и благоустройства на земельном участке, который входит в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Из законопроекта не ясно:
1) в чьей собственности будут находиться созданные элементы озеленения и благоустройства:
если бюджет совсем не софинансировал затраты на создание таких элементов?
если бюджет софинансировал хотя бы 1 процент затрат на создание таких элементов?
2) кто будет нести бремя содержания таких элементов?
3) будут ли бюджеты выделять необходимые средства на содержание созданных элементов озеленения и благоустройства при отсутствии бюджетного софинансирования или при незначительном софинансировании?
4) как будет распределяться право собственности и расходы на содержание, если один элемент благоустройства (например, хоккейная площадка) будет расположен одновременно на территории нескольких смежных земельных участках, которые входят в состав общего имущества различных многоквартирных домов в одном квартале (микрорайоне)? Ведь института «междомового общего имущества» в Российской Федерации не существует.
Таким образом, принятие законопроекта в предлагаемом виде будет невозможно реализовать без ущерба содержанию создаваемых элементов озеленения и благоустройства. Это дезориентирует собственников помещений в многоквартирном доме относительно института общего имущества в многоквартирном доме.
Представляется целесообразным установить в законопроекте правовую конструкцию по типу несения собственниками помещений в многоквартирном доме бремени содержания входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме оборудования, предназначенного для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме, а именно:
а) независимо от источников финансирования собственники помещений в многоквартирном доме несут расходы на содержание созданных на входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме элементов озеленения и благоустройства;
б) в отношении расходов на содержание входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме созданных элементов озеленения и благоустройства возможны два варианта:
ВАРИАНТ 1: такие расходы финансируются в установленном порядке за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде предоставления соответствующая государственная, муниципальная поддержка. Такой вариант несколько хуже, т.к. велика вероятность того, что такая поддержка не будет предоставляться на практике;
ВАРИАНТ 2: такие расходы учитываются при установлении региональных стандартов, используемых при предоставлении субсидий на оплату ЖКУ. Такой вариант представляется лучше, т.к. при этом сохраняется гражданско-правовая концепция несения собственниками бремени, принадлежащего им имущества, и граждане, имеющие низкие доходы, получат адресную помощь.
тэги: госдума, поправки в закон, жкх

« Все новости