Ассоциация организаций и специалистов
в сфере развития
жилищно-коммунального хозяйства
и городского развития «ЖКХ и городская среда»
Рабочая группа по развитию ЖКХ
Экспертного совета при
Правительстве Российской Федерации
Прошу докладчиков сегодня особо остановиться на состоянии дел с расселением аварийного жилья. Эта проблема волнует, прямо затрагивает многих наших граждан, которые вынуждены жить, прямо скажем, в непригодных условиях.
У нас есть всё необходимое, чтобы форсировать расселение аварийного жилья, обновление жилого фонда страны. Нужно ставить здесь амбициозные задачи, естественно, учитывая и бюджетные возможности, и ресурс самой строительной отрасли.
Знаю, что наши строители готовы работать ещё более интенсивно и на возведении жилых домов, и на других, в том числе сложнейших масштабных объектах, активнее продвигаться в создании комфортной, современной среды наших городов, посёлков, деревень. Повторю, нужно снимать здесь все необоснованные барьеры.
Так, документы социально-экономического, территориального планирования, дорожного и градостроительного развития по-прежнему, к сожалению, часто не синхронизированы. Всё это не только увеличивает сроки и усложняет принятие решений о строительстве объектов, но и приводит к дисбалансу в развитии территорий, так как застройка зачастую идёт без учёта перспективных планов. В итоге съедается городское пространство, нередко нарушается общий облик, уникальный колорит населённых пунктов, а нагрузка на инфраструктуру увеличивается.
Долгосрочные последствия этого, конечно, не просчитываются, и часто получается, что люди покупают жильё, а потом часами добираются до работы или возят детей в школу в другой район города, не имеют возможности устроить малышей в ближайший детский сад, например. Вроде квартиру купили хорошую, но сразу же столкнулись с другими проблемами. И конечно, нужно стремиться к тому, чтобы избегать подобного рода вещей.
Прошу руководителей регионов подробно рассказать, как идёт работа на местах, как идёт оптимизация градостроительного процесса, а если что-то мешает, то что мешает его синхронизировать с планами территориального развития. Нужно обязательно эти задачи решать и решить. Тогда в том числе более эффективно будут работать и средства, выделяемые по нашей программе инфраструктурных бюджетных кредитов. Деньги там большие. Нужно, чтобы они тратились рационально.
Все упомянутые преграды для стройки мы уже не раз обсуждали, и хорошо, что реальные, ощутимые изменения к лучшему всё-таки есть. В частности, убраны многие явно избыточные согласования, сняты никому не нужные ограничения, значительно вырос объём выделяемых под стройку земельных участков.
Однако в среднем на принятие градостроительного решения всё ещё может уходить до двух лет. А нам всегда и особенно сейчас нужно ценить такой ресурс, как время, чтобы деньги и государства, и строительного бизнеса быстрее вкладывались в дело, чтобы граждане видели ощутимый результат – благоустроенные пространства и новое жильё.
Уже в следующем году нужно создать цифровой доступный реестр чётких, исчерпывающих требований в сфере строительства, обеспечить здесь максимальную прозрачность.
Ещё одна конкретная задача – поэтапно, за полтора–два года завершить строительство ранее замороженных объектов. Знаете, мы постоянно ведь говорим об этом – о замороженных стройках. Нужно наконец соответствующим образом выстроить работу, предусмотреть на эти цели дополнительное финансирование, если требуется. Мы ведь всегда договаривались, даже в самых сложных условиях, что можно не начинать что-то заново, но начатое нужно завершать.
Ситуацию с недостроями нужно, конечно, менять, ведь это не только, что называется, «закопанные» деньги, не давшие результата. Подобные замершие на годы стройплощадки создают неудобства и проблемы для граждан и далеко не украшают облик городов и населённых пунктов.
Далее. Конечно, положение дел в строительстве в связи с санкциями осложнилось. Но мы вместе должны искать и находить возможности, чтобы не терять темпов развития этой ключевой отрасли, в том числе поддерживать отечественных производителей стройматериалов. Наша задача – довести их долю на нашем рынке до 95 процентов.
Добавлю, что в оборудовании для предприятий строительных материалов, в строительной технике, включая экскаваторы, грейдеры, самосвалы, мы всё ещё сильно зависим от импортных поставок комплектующих и машин. Полагаю, что так же, как мы это начали делать в сфере ТЭКа, нам нужно формировать партнёрства, чтобы предприятия строительной отрасли вместе вкладывались и в НИОКРы, и в разработку такого оборудования и гарантировали отечественным поставщикам масштабные, серийные заказы на перспективу. Здесь, кстати, можно будет использовать площадки новых промышленных кластеров с привлекательным режимом и промышленную ипотеку. Об этом мы тоже говорили на Петербургском форуме.
Далее. Для строительной индустрии важен «длинный», доступный финансовый ресурс – как со стороны государства, так и рыночный, со стороны банковской системы.
Стройка, жильё – это колоссальное поле для работы. По такому показателю, как обеспеченность жильём граждан, мы, к сожалению, до сих пор отстаём от очень многих стран, в том числе и от наших соседей.
Чтобы решить проблему жилья, нам нужны, действительно, сотни миллионов, в общей сложности несколько миллиардов квадратных метров нового жилья. Запрос на такое жильё, а прежде всего на новое качество жизни у людей колоссальный. Причём вложенные сюда деньги возвращаются с хорошей отдачей в госбюджет и приносят прибыль банкам и инвесторам.
Нам нужно сейчас – и это очень важно – изменить, сломать многие устоявшиеся стереотипы, которые мешают двигаться дальше, и, как уже говорил, сохраняя ответственную макроэкономическую политику, создавать условия, чтобы больше вкладывать в реальные активы, в развитие. А стройка, жильё – это как раз и есть такой актив.
Уважаемые коллеги!
Сложной остаётся проблема модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Общий износ сетей – свыше 40 процентов. Тоже говорил об этом, по-моему, в Петербурге на форуме. Отсюда неэффективность и потери, которые, в конечном счёте, ложатся на предприятия, на граждан.
Мы принимали здесь много решений, искали оптимальную экономическую модель, в том числе по работе с управляющими компаниями: то давали им большие полномочия, то сокращали их, то создавали условия для их конкуренции, то снова возвращались к организации единого центра управления.
Но, как показала жизнь, – и думаю, что главы регионов со мной согласятся, – мы не добьёмся реальных изменений в повышении качества услуг ЖКХ до тех пор, пока всё это хозяйство висит на старой, обветшавшей инфраструктуре. Можно, что называется, по-разному расставлять стулья, принимать разные решения, но если, грубо говоря, трубы гнилые, ничего принципиально не изменится.
Убеждён, масштабное обновление сетей, другой инфраструктуры – это действительно ключ к решению системных проблем ЖКХ и, что особенно важно, – к обеспечению предсказуемых, прозрачных и понятных для граждан тарифов. Вот почему, как вы знаете, предложил запустить комплексную программу модернизации ЖКХ. Её главная суть – консолидировать, привлечь сюда солидные инвестиции: их объём должен быть увеличен в разы. При этом в стране производится всё, что необходимо для замены изношенных сетей, – металл, техника, отечественное оборудование и материалы.
Таким образом мы загрузим строительную и смежные отрасли, создадим рабочие места, причем на годы вперёд, и люди будут видеть реальные изменения к лучшему. Словом, нужно браться за дело и поэтапно, не отступая, решать эти на первый взгляд трудные вопросы. Задача конкретная – добиться ежегодного снижения доли ветхих сетей.
Такой план может быть первоначально рассчитан, скажем, на пять лет. Давайте сегодня обсудим все эти вопросы.
А Правительству нужно тщательно продумать все параметры
программы и определить источники финансирования. Мы только что
разговаривали и с Маратом Шакирзяновичем Хуснуллиным,
и с Министром финансов отдельно я тоже говорил. Да, это
важнейшая составляющая – финансирование. Но нужно её
проработать как следует со всеми ведомствами до конца
этого года и со следующего года начать активную
реализацию.
Источник:
http:kremlin.ru/events/president/news/68687