Ассоциация организаций и специалистов
в сфере развития
жилищно-коммунального хозяйства
и городского развития «ЖКХ и городская среда»
Рабочая группа по развитию ЖКХ
Экспертного совета при
Правительстве Российской Федерации
Очередное мероприятие Экспертного совета Комитета Государсвенной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству было посвящено предложениям по внесению изменений в законодательство в части упрощения порядка уступки мощности органами государственной власти.
Так же обсуждалось заключение Экспертного совета на проект федерального закона № 487723-8
«О внесении изменений в статьи 194 и 202 Жилищного кодекса Российской Федерации»(сокращение срока принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).
В настоящее время одним из основных направлений развития градостроительной деятельности является комплексное развитие территорий. Для реализации указанных проектов необходимо опережающее развитие коммунальной инфраструктуры.
В соответствии со ст. 52.1 Градостроительного кодекса РФ, п. 22 Правил подключения к системам теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.11.2022 №2115, органы власти могут выступать заявителями по договорам о подключении.
В случае необходимости опережающего строительства коммунальной инфраструктуры орган власти обращается к РСО с заявкой на заключение договора о подключении тепловой нагрузки комплексной застройки. В рамках исполнения договора о подключении РСО выполняет мероприятия по созданию новых и (или) реконструкции существующих объектов теплоснабжения. В последующем орган власти уступает подключенную тепловую нагрузку застройщикам по мере их привлечения к строительству на земельных участках, образованных в границах территории комплексной застройки, путем заключения соглашения об уступке права на использование мощности на возмездной основе.
При этом требуются дополнения в части особенностей подключения при уступке права на использование мощности. Объекты, подключаемые органами власти, как правило, будут иметь техническое назначение и не будут являться потребителями тепловой энергии, соответственно, целесообразно упростить требования по количеству предъявляемых документов, необходимых при уступке права на использование мощности.
Кроме того, Правила подключения в части снижения нагрузки ссылаются на положения законодательства РФ об установлении, изменении (пересмотре) тепловых нагрузок. В настоящий момент таким нормативно-правовым актом являются Правила установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок, утвержденные Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 610 от 28.12.2009 (далее – Правила 610). Однако, из буквального прочтения Правил 610 следует, что основным целевым применением утвержденного механизма пересмотра договорной нагрузки является определение актуальной тепловой нагрузки при расчетах по двухставочному тарифу. Таким образом, применение указанного порядка при иных видах действий, в том числе в ценовых зонах теплоснабжения, не представляется возможным. Кроме этого, в утвержденном порядке отсутствует возможность уступки в пользу РСО, предусмотренная ст. 52.1 Градостроительного кодекса РФ. Вместе с тем, учитывая основное целеполагание Правил 610, действующий порядок пересмотра (снижения) нагрузок по инициативе потребителя содержит избыточные требования, тем самым затрудняя возможность такого пересмотра даже в объективных случаях.
В целях уточнения особенностей подключения при уступке права на использование мощности, также считаем необходимым разработать Методические указания по расчету тепловых нагрузок по аналогии с Методическими указаниями по расчету подключенной мощности (нагрузки) объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Приказом от 04.08.2022 №642/пр.
В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассматривается проект федерального закона No 487723-8 « 0 в н е с е н и и изменений в статьи 194 и 202 Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - законопроект), направленный на сокращение срока принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности п о управлению многоквартирными домами.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 202 Жилищного
кодекса Российской Федерации, предусматривающие проведение В электронной форме квалификационного экзамена физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата для осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
Однако, на практике итоги прохождения претендентом квалификационного экзамена, проводимого комиссиями в форме тестирования на проверку теоретических знаний, не гарантирует того, что руководитель лицензиата владеет необходимыми практическими знаниями и навыками для эффективного управления многоквартирными домами. В рамках реализации Федерального закона от 3 июля 2016 г. No 238-Ф3 «О независимой оценке квалификации» в сфере управления многокварными домами и в системе капитального ремонта МКД внедрен механизм независимой оценки квалификации. Приказом Минтруда России от 31 июля 2019 г. No 538н утвержден профессиональный стандарт "Специалист по управлению многоквартирным домом", а Приказом Минтруда России от 17 апреля 2018 г. No 250н утвержден профессиональный стандарт «Специалист по
организации капитального ремонта многоквартирного дома», в которых определены требования к опыту практической работы, образованию, знаниям и умениям кандидатов на указанную должность.
Для повышения качества управления многоквартирными домами, в том числе при лицензировании деятельности управляющих организаций, РСПП предлагается использовать механизм национальной системы квалификаций для оценки квалификаций руководящего персонала этих хозяйствующих субъектов. Такой же подход предлагается и для системы капитального ремонта, что
обеспечит допуск к открытому конкурсу на замещение должности руководителя регионального оператора кандидатов, успешно прошедших профессиональный экзамен и получивших свидетельство о квалификации, а в
дальнейшем (один раз в три года) руководитель регионального оператора должен будет подтверждать свое соответствие требованиям к квалификации. Для реализации указанного механизма также предлагается внести изменения в статью 178.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, направленные на замену существующей методики оценки соответствия профессиональной квалификации в отношении руководителя регионального оператора и
кандидата на замещение должности руководителя регионального оператора по капитальному ремонту МКД.
Изложенные выше предложения позволят повысить качество жилищных услуг и обеспечить нормативное
техническое состояние многоквартирных домов за счет того, что данные услуги будут оказываться персоналом
соответствующей профессиональным стандартам квалификации.
Также необходимо отметить, что в «Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 .г с прогнозом до 2035 г.», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. No 3268-р, предусмотрен ряд мероприятий, направленных на решение основных кадровых проблем в ЖКХ, в том числе на развитие системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для нужд отрасли; повышение привлекательности и престижа профессий
специальностей жилищного и коммунального комплексов; повышение уровня компетенций руководителей и специалистов предприятий указанной сферы, в
том числе с использованием инструментов независимой оценки квалификаций персонала.
Экспертный совет по жилищно-коммунальному хозяйству при Комитете Государственной Думы по строительству и ЖКХ рассмотрел проект федерального закона № 487723-8 «О внесении изменений в статьи 194 и 202 Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект, проект федерального закона) о сокращении срока принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Законопроект разработан в целях сокращения сроков процедуры рассмотрения лицензирующим органом заявлений о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а также перевода процесса сдачи квалификационного экзамена в электронную форму.
Согласно общему правилу, установленному пунктом 10 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110, принятие лицензионной комиссией решения, предусмотренного пунктом 1 части 4 статьи 201 ЖК РФ (о предоставлении лицензии), и оформление лицензирующим органом приказа о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении осуществляются в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений статей 194 и 201 ЖК РФ.
Согласно действующей редакции части 1 статьи 194 ЖК РФ заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
В силу части 4 статьи 72 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» документы и информация, которые указаны в пункте 2 части 1 статьи 7 указанного Федерального закона и для подготовки которых не требуется совершение дополнительных действий, представляются на основании межведомственного запроса в электронной форме в момент обращения.
Учитывая, что рассмотрение лицензирующим органом заявлений о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами не требует каких-либо действий, требующих значительных временных затрат, законопроектом предлагается внести изменение в статью 194 ЖК РФ, установив срок для рассмотрения заявления пять рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, а также общий срок принятия решенияо предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии, который также не может превышать десять рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
При этом важно отметить, что согласно части 3 статьи 72 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос о представлении документов и информации для предоставления государственной или муниципальной услуги с использованием межведомственного информационного взаимодействия не может превышать пять рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган илиорганизацию, предоставляющие документ и информацию.
Таким образом, срок рассмотрения заявления управляющей организации органом государственного жилищного надзора должен превышать срок обработки межведомственного запроса.
Инициатива о сокращении срока рассмотрениялицензирующим органом заявлений о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами поддерживается, но предлагается установить такой срок равный десяти рабочим дням.
Проектируемые нормы о переводе процесса сдачи квалификационного экзамена в электронную форму поддерживаются.
Экспертный совет по жилищно-коммунальному хозяйству при Комитете Государственной Думы по строительству и ЖКХ рассмотрела проект федерального закона № 552424-8 «О внесении изменений в статью 157.3 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект).
Законопроект разработан в целях повышения уровня безопасности эксплуатации внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования путем обеспечения доступа сотрудников специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования (далее – доступ в помещение).
Техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечивают безопасность функционирования системы газоснабжения и,соответственно, связанные с этим условия проживания в помещениях многоквартирного дома. Непроведение технического обслуживания и ремонта газового оборудования в связи с недопуском в помещение в многоквартирном доме создают риск угрозы безопасности проживанию в многоквартирном доме.
Законопроектом предлагается дополнить статью 1573 Жилищного кодекса Российской Федерации положениями, устанавливающим обязанность собственника помещения или нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в многоквартирном доме (далее – собственник, наниматель помещения) обеспечить доступ в свое помещение сотруднику специализированной организации для проведения технического обслуживания газового оборудования. Данное предложение поддерживается. При этом обязанность предоставить доступ в помещение необходимо распространить и на случаи проведения осмотра (обследования) общего имущества в многоквартирном доме, расположенном в помещении, выполнения работ по содержанию и ремонту такого общего имущества.
При отказе собственника, нанимателя помещения предоставить доступ в помещение или необеспечении такого доступа законопроектом предлагается установить право специализированной организации требовать доступа в помещение в судебном порядке.
Данное предложение законопроекта в предлагаемой редакции не поддерживается по следующим основаниям.
Неприкосновенность жилища относится к конституционным правам и свободам человека и гражданина. Согласно статье 25 Конституции Российской Федерации, жилище неприкосновенно, никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Жилищный кодекс РФ (часть 3 статья 3)ограничивает случаи, которые допускают на основании соответствующего закона проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан. К таким случаям относятся: спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая. Ни к одному из установленных Жилищным кодексом РФ случаев не относится недопуск в помещение для проведения технического обслуживания газового оборудования.
Таким образом, возможность проникновения в жилище против воли проживающего в чрезвычайных обстоятельствах установлена Жилищным кодексом Российской Федерации, а проникновение в жилище на основании судебного решения установлена Конституцией Российской Федерации.
Необходимо отметить, что принудительное проникновение в жилище гражданина только по причине недопуска для проведения технического обслуживания газового оборудования не может быть обосновано целью предотвращения возможных катастрофических последствий для жизни и имущества граждан из-за отсутствия технического обслуживания газового оборудования в помещении многоквартирного дома. Такие катастрофические последствия могут быть предупреждены без принудительного проникновения в жилище гражданина – путем прекращения подачи газа в помещение собственника или нанимателя в многоквартирном доме (приостановление предоставления услуги газоснабжения). А применению этой меры должны предшествовать другие шаги специализированной организации – согласование с собственником или нанимателем помещения даты и времени проведения технического обслуживания газового оборудования, предупреждение о последствиях отказа в доступе в помещение, административный штраф за отказ в доступе в помещение.
Законопроектом не предусматриваются установление порядка взаимодействия с собственником и нанимателем жилого помещения для получения доступа в помещение. Предлагается только установление Правительством Российской Федерации порядка уведомления собственника и нанимателя жилого помещения о проведении технического обслуживания и ремонтавнутридомового и (или) техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования. Существует риск злоупотреблений при применении проектируемой нормы, когда формально выполненные специализированной организацией требования к уведомлению собственника, нанимателя помещения дадут ей возможность проникновения в помещение на основании решения суда без осуществления предварительных действий по достижению согласия собственника, нанимателя жилого помещения, создавая риски сохранности принадлежащего им имущества.
Необходимо расширить требования к порядкууведомления, устанавливаемому Правительством Российской Федерации, требованиями к порядку согласования с собственником, нанимателем жилого помещения даты и времени допуска в помещение.
Исходя из выше изложенного предлагается доработать законопроект с учетом следующих предложений.
1. Установить обязанность собственника помещения, нанимателя жилого помещения жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в многоквартирном доме обеспечить доступ сотрудника специализированной организации в помещение для проведения осмотра (обследования), проведения работ по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту элементов общего имущества, находящихся в помещении, проведения работ по техническому обслуживанию внутриквартирного газовогооборудования, контроля состояния и показаний внутриквартирных приборов учета, в других случаях, установленных Жилищным кодексом РФ(в настоящая время такая обязанность не установлена для собственника жилого помещения статьей 30 ЖК РФ, для нанимателя жилого помещения по договору социального найма статьей 67 ЖК РФ).
2. Определить полномочия Правительства Российской Федерации установить порядок уведомления специализированной организацией собственника помещения, нанимателя жилого помещения о необходимости обеспечить доступ в помещение, порядок согласования даты и времени доступа в помещение, предупреждения о последствиях отказа в доступе в помещение, оформления акта о недопуске в помещение, а в случае технического обслуживания газового оборудования - порядок прекращения подачи газа в помещение (оказания услуги газоснабжения), порядок восстановления подачи газа в помещение.
3. Ограничить возможность проникновения в помещение на основании решения суда случаемотсутствия технической возможности прекратить подачу газа в помещение без одновременного прекращения подачи газа в другие помещения в многоквартирном доме.
Отсутствие технической возможности прекратить подачу газа в помещение только того собственника, нанимателя помещения, который отказался предоставить доступ в помещение, должно подтверждаться органом государственного жилищного надзора.
4. Норма, дающая право для специализированной организации в случае отказа предоставить доступ и (или) необеспечения такого доступа сотруднику специализированной организации к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и (или) ремонту внутридомового и (или) техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования, обратиться в суд для получения возможности принудительного допуска в помещение является избыточной, так как такое право есть и сейчас у специализированной организации. Препятствием для обращения в судявляется необходимость предоставления персональных данных собственника помещений или нанимателя помещения при обращении в суд с исковым заявлением. Для решения данного вопроса, необходимы изменения в ГПК РФ для возможности подачи заявления с ходатайством о запросе персональных данных о собственнике помещении и нанимателе.
5. Жилищный кодекс РФ устанавливает жилищные правоотношения, не может устанавливать гражданские процессуальные нормы, в том числе в виде сроков рассмотрения заявления о допуске в жилое помещение.Предлагаемое законопроектом сокращение срока рассмотрения судом заявление об обязании собственника, нанимателя помещения предоставить доступ в помещение предлагаетсявнести в статью 212 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также предусмотреть, что одновременно с принятием решения об обязании собственника, нанимателя помещения предоставить доступ в помещениесудом рассматривается вопрос о немедленном исполнении решения суда.
Статью 211 Гражданского процессуального кодекса РФ сохранить в существующей редакции.